В статье рассматривается наследие голландского религиоведа Ж. Ваарденбурга. Ваарденбург критикует классическую феноменологию религии за её теологичность, представление о религии как феномене sui generis, построение системы религиозных феноменов, отход от принципов философской феноменологии. Проект неофеноменологии Ваарденбурга предполагает в своей основе социальные и антропологические исследования религии, с особым акцентом на культурной антропологии К. Гирца. Методология, предлагаемая Ваардебургом, уходит своими корнями в философию М. Хайдеггера и герменевтику Г.Г. Гадамера. Ваарденбург предлагает вернуться к аппарату феноменологии философской, сфокусировавшись на центральном процессе интенции. Представляется, что главной проблемой неофеноменологического проекта Ваарденбурга является его применимость. В трудах Ваарденбурга мы встретим очень много критики феноменологов-классиков, значительно меньше указаний на принципы неофеноменологического исследований и почти не найдём конкретной исследовательской программы. Проведя анализ, можно констатировать тот факт, что Ваарденбург использует ту же эмпатию, поскольку, по его мнению, на основании опросов религиовед должен реконструировать интенцию верующих с помощью собственного воображения. Представляется, что такой путь является гораздо более субъективным и волюнтаристским, чем проект классической феноменологии религии, поскольку декларируемая интенциональность покоится даже не на интуитивном постижении религии и личном религиозном опыте, как это было в классической феноменологии, а на практике актёрской техники. Более того, рассуждения об интенции и путях выявления её с помощью опросов никак не согласуются с принципами философской феноменологии, для Гуссерля интенция сугубо внутренний процесс, связанный с актом чистого сознания. В статье также анализируется труд Ваарденбурга «Религия и религии…», в котором должны были найти своё выражение принципы нового проекта, но в нём не идёт речь о религии как интенциональном феномене, напротив, здесь делается попытка определения религии как отдельного независимого от человека и общезначимого явления, наделённого набором сущностных характеристик.
Ключевые слова: феноменология, феноменология религии, Ж. Ваарденбург, неофеноменология, Герардус ван дер Леув, Э. Гуссерль, эмпатия, интенция
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.117-126
Об авторе
Самарина Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН; 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1; t_s_samarina@bk.ru |