В статье рассматривается место религии в системе школьного гуманитарного образования Республики Башкортостан. На региональном уровне достаточно хорошо прослеживается, какое место религия занимает в картине мире субъектов образования в рамках двух предметах, существенно определяющих мировоззрение школьников. К этим предметам относятся «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «История России». Исследование посвящено следующим аспектам темы: место религии в учебниках по курсам ОРКСЭ и истории России, формы дискурса на уроках ОРКСЭ, факторы выбора религиозных модулей курса ОКРСЭ, интерес школьников к истории религии, знания школьников о российских религиозных деятелях. Работа основана на анализе статистических источников, наблюдении, социологическом опросе школьников, родителей, учащихся, а также риторическом анализе учебников. Как показывают результаты исследования, в Башкирии невысокий выбор конфессиональных модулей гарантирует слабую религиозную социализацию учащихся на уроках ОРКСЭ, так как модуль отражает дискурс предмета. Школьники Башкортостана демонстрируют довольно низкий интерес к истории религии и биографиям религиозных деятелей. Полученные данные говорят о низком уровне конфессиональной идентичности школьников в регионе.
Ключевые слова: религиозная социализация, религия в школе, Основы религиозных культур и светской этики, конфессиональная идентичность
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.89-99
Об авторе
Надыршин Тимур Маратович – младший научный сотрудник отдела религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук; 4500770, Россия, г. Уфа, ул. К. Маркса, 6; timurimp@mail.ru |