SCImago Journal & Country Rank

Статья посвящена вопросу о месте ислама в пространстве Горного Алтая. Мусульмане бывали на этой территории издавна в составе караванов, шедших из Средней Азии или Поволжья. Но алтайские племена их религия не заинтересовала, поскольку сильны были архаичные верования. К тому же там находились манихейские монастыри, представлявшие мощное религиозное направление. Вхождение этой территории в «зону ислама» связано как с политическими изменениями континентального свойства – исчезновением Джунгарского ханства, противостоянием Китая и России, так и судьбой номадов – алтайцев и казахов. Последние (кто, прикочевав на эти земли, стал считать её «Ата журт») как раз и являлись носителями ислама, но с «оттенком» прежнего архаичного мировоззрения. К тому же часть казахов приняла православие, сохранив родной язык и культуру. Автор считает: спустя столетия эти особенности оказались и мощным потенциалом противодействия радикализму.

Ключевые слова: Горный Алтай и «горный ислам», казахи-кочевники, государственная политика

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.28-34

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Ярков Александр Павлович – доктор исторических наук, ведущий эксперт Экспертного научного центра по

противодействию идеологии экстремизма и терроризма Тюменского государственного университета; 

625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 6; ayarkov@rambler.ru