Статья посвящена анализу антропологических представлений одной из школ религиозного даосизма – Цюаньчжэнь/Лунмэнь – в аспекте выявления и рассмотрения буддийских элементов этих представлений. Для школы Цюаньчжэнь с самого момента её возникновения была характерна установка на религиозный синкретизм/синтез, стремление объединить принципы и практику даосизма, буддизма и конфуцианства. В качестве основного источника для анализа взят текст XVII века Лун мэнь синь фа («Закон сердца-сознания [согласно традиции] Лунмэнь»), в котором изложены воззрения Ван Чан-юэ, наставника даосской школы Цюаньчжэнь/Лунмэнь, также привлекается ряд базовых текстов школы Цюаньчжэнь, где изложены воззрения основателя и наставников школы первых поколений. В статье рассматриваются два компонента антропологических представлений школы, в которых наиболее отчётливо проявилось буддийское влияние: концепция человеческой деятельности и сотериология. Буддийская доктрина «деятельности/действия» (карма) была инкорпорирована в систему представлений даосской школы Цюаньчжэнь. «Сотериологические» высказывания в текстах Цюаньчжэнь/Лунмэнь также часто включают буддийские выражения, функционирующие в текстах параллельно с типично даосскими формулировками.
Ключевые слова: буддизм, даосизм, Цюаньчжэнь, Лунмэнь, Лун мэнь синь фа, антропология, сотериология, деятельность, карма, «тело Закона/Дхармы»
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.2.56-65
Об авторе
Ленков Павел Дмитриевич – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории религий и теологии факультета истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, кор. 20; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |