SCImago Journal & Country Rank

Сегодня в Тропической Африке христианство укрепилось достаточно прочно и продолжает увеличивать число его приверженцев. История его проникновения и укрепления в традиционной среде типична для других континентов. На континенте представлены все деноминации и возникают новые протестантские группы. Однако это не означает вытеснения из сознания африканцев традиционных верований. Процесс взаимодействия этих систем миропонимания длителен, сложен, не до конца изучен. Принятие христианской религии проходило не просто. Африканцы зачастую воспринимали европейские материальные предметы (приборы, предметы одежды, кресты и чётки и т. п.) как фетиши новых, более сильных верований, придавали им магическое значение. Затем, становясь христианами, «встраивали» в новою систему миропонимания элементы привычных представлений, использовали традиции изобразительного искусства и своих ритуалов. Возникали и исчезали новые варианты синкретических представлений и систем – афро-христианские церкви и секты, некоторые из которых позднее признавались как самостоятельные деноминации. Менялось отношение христианских церквей к традиционным ценностям африканцев. Первыми миссионерами были католики. Поначалу они их не принимали, отлучая новоообращённных, проводящих старинные обряды (инициации детей, полигамные браки, обращение к традиционным колдунам и т. п.). Позднее от такого строгого отношения они были вынуждены отказаться. А с 60-х годов ХХ века Ватикан провозгласил официально политику «африканизации» католичества. Со второй половины Х1Х столетия активно стали действовать протестантские церкви. ХХ век, особенно период после колонизации, стал временем широкого распространения этих деноминаций. В современной Африке традиционные верования в массовом сознании достаточно живы независимо от официального признания мировых религий. Практически все христианские деятели спокойно относятся к так называемому «двоеверию». Нередко христианство выступает лишь как флёр над более глубокими и естественными с точки зрения рядового африканца традиционными верованиями.

Ключевые слова: Львова Э.С., христианство, Африка, африканизация, традиционные религии.

 

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.4.45-54

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Львова Элеонора Сергеевна – доктор исторических наук, профессор кафедры африканистики ИСАА МГУ;

Москва, Охотный ряд, 11; eleonora.lvova@gmail.com