Автор статьи обращается к наследию представителей русского духовно-академического философского теизма XIX – нач. XX вв. и основоположников славянофильства. Предлагается проработка вопроса о взаимном влиянии и взаимной оценке славянофилов и академистов, а также попытка сравнительного анализа гносеологических воззрений русских мыслителей (на примере соотношения веры и разума). Автор приходит к выводу, что славянофилы, как и академисты, стремились к разработке учения о «верующем мышлении». Принцип «волящего разума», понятия «разумная воля», «живознание» и «цельное знание» сопоставимы с «верующим разумом» мыслителей академической школы, разрабатывавшими, как и славянофилы, православную концепцию веры и знания. И славянофилы, и православные академисты, акцентируя внимание на вопросе соотношения веры и разума, видели веру основанием мышления, соединяющим в себе различные элементы знания. Вера славянофилов воспринимается не как формальный когнитивный акт, а как глубинное неустранимое начало, укоренённое в самом акте сознательной жизни. Как фундаментальный познавательный акт (неустранимая открытость и активное доверие бытию) вера связывается с наивысшей её формой – религиозной верой. Автор также отмечает, что близость воззрений представителей двух направлений русской религиозно-философской мысли вовсе не означает, что между ними нет существенных различий.
Ключевые слова: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, славянофильство, духовно-академический теизм, гносеология, вера, разум, истина.
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.3.95-103
Об авторе
Сенько Наталья Александровна – магистр социально-экономического образования, преподаватель Отдела международных отношений, обучения и тестирования по русскому языку как иностранному филиала ДВФУ в г. Уссурийске; 692508, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 35; n.a.senko@mail.ru, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |