Данная работа представляет собой описание некоторых аспектов сложной, многоплановой и противоречивой проблемы присутствия различных образов религии в образовательных проектах, рассмотренной в рамках выполнения гранта РФФИ (РГНФ)-ННИС в рамках проекта «”Образ” религии в России: образовательные проекты и конструирование религиозной толерантности» (2015–2017). Термин «религия» в данном тексте понимается в предельно широком значении как отношение с «неопределённым», отличаемым от «сверхъестественного» и «сакрального» как «установленных» форм. Исторически различаются три формы религиозного образования, начиная с древней устной традиции передачи навыков «надзирания за неопределённым». В урбанистических культурах возникают принудительно установленные формы «надзирания за неопределённым», включая общую «науку страха божьего». Третьей формой является господство прессы, просвещения, науки и философии, порой ведущих к замене религиозного образования светским, особенно в эпоху СССР, что, в свою очередь, привело к современному триумвирату религиозного («конфессионального»), религиоведческого («неконфессионального») и духовно-нравственного образования, формирующих толерантных членов российского общества.
Ключевые слова: образ религии, религиозное образование, религиозная толерантность
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.3.71-82
Об авторе
Аринин Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета; 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87; еЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
|
Маркова Наталья Михайловна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета; 600000, г. Владимир, ул. Горького, 87; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |