Ошо, современный неоиндуистский наставник, в своём учении «свёл воедино все цветы» восточных религиозно-философских концепций. Источниками основных идей его учения – осознанности и тотальности – являются буддизм и тантра. Раджниша привлекает в буддизме практическая направленность на обретение мокши, минимальная обрядовость, идея избавления от всего «несущественного». Он заимствует из буддизма некоторые техники медитаций, помогающие развить наблюдение и сосредоточение, для своего ашрама. В индуистской тантре Ошо импонирует идея свободы, выход за предписанные границы, правила, «внеумственная Истина» тантры, а также философия и практика спонтанности (сахаджа), основанная на интуитивном прозрении высшей Реальности, однако обращаясь к тантре, рассматривая её в качестве обоснования своей идеи о тотальной свободе, «протеста против социальной обусловленности», Ошо значительно видоизменил её. Понятия осознанности и тотальности, как две стороны одной медали, существуют в учении неиндуистского наставника во взаимодействии, уравновешивая друг друга. Наблюдение за своими мыслями, мотивами поведения, искренность к самому себе (осознанность) сочетаются со стремлением выйти за пределы собственной личности, жить «по максимуму», на грани возможностей, пребывать в постоянно «текучем», нестабильном состоянии (тотальности). Только человек, способный осознавать свои мысли и действия и обладающий достаточной смелостью и отвагой, чтобы выйти за границы комфорта и стабильности, сможет, согласно Ошо, прийти к освобождению, осознанию своей истинной природы.
Ключевые слова: неоиндуизм, осознанность, тотальность, буддизм, тантра.
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.3.46-52
Об авторе
Уймина Юлия Анатольевна – аспирант Гуманитарного университета г. Екатеринбурга; ул. Студенческая, 19, Екатеринбург, 620049, Россия; yulia.uimina@yandex.ru |