SCImago Journal & Country Rank

В статье раскрывается проблема диалога между церковью и современным искусством в Европе на примере инсталляции в храмовом пространстве. Рассматриваются работы трёх современных художников: Кристиана Болтански в Старой церкви Амстердама («NA» 2017–2018), Билла Виолы в соборе св. Павла в Лондоне («Мученики» 2014–, «Мария» 2016–), Стефана Кнора в Бамбергском соборе («Himmelwerds», 2012). Кристиан Болтански использует ключевую для своего творчества тему человеческого забвения, усиленную пространством собора-крипты. Билл Виола даёт новое прочтение традиционных христианских образов (изображения мучеников, Девы Марии). Применяемая им техника видеоарта делает изображения динамичными, что предполагает их «проживание» зрителем. Стефан Кнор стремится средствами современного искусства актуализировать ключевые теологические идеи, в частности, идею «лестницы в небо». Для лучшего восприятия своих работ, он привлекает к их реализации прихожан церкви. По мнению автора статьи, такие качества проанализированных работ, как глубина и честность раскрытия антропологической проблематики, отсутствие иронии (столь присущей современному искусству), возвышают их до уровня религиозных. В статье показано, что интерьеры храмов могут, при условии соблюдения религиозных традиций и уважительного отношения к сакральному пространству, гармонично принять и работы современных художников.

Ключевые слова: храмовое пространство, религиозное искусство, современное искусство, экзистенциальные темы в живописи, модернизация христианского искусства, художественная инсталляция, видеоарт, Кристиан Болтански, Билл Виола, Стефан Кнор

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.2.122-130

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Барашков Виктор Владимирович – кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых;

600000, г. Владимир, ул. Горького, 87; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.