SCImago Journal & Country Rank

В статье рассматриваются идейные предпосылки феноменологической социологии религии. Феноменологическая социология религии развивалась под влиянием феноменологии как философского направления, создателем которой был немецкий философ Э. Гуссерль, а также феноменологии религии немецкого теолога и философа Р. Отто и нидерландского теолога и религиоведа Г. ван дер Леува. Философская феноменология Эдмунда Гуссерля и его идеи о «чистом сознании», феноменологической редукции, о конституировании социального мира и т.д. имели особое значение для становления и развития феноменологической социологии религии. Важный вклад в этот процесс внесли также Р. Отто и Г. ван дер Леув. Автор выделяет две основные тенденции в феноменологической социологии религии – дихотомическую и имманентно трансцендентную. Дихотомическая тенденция представлена в работах таких учёных, как И. Вах и Г. Меншинг, а имменентно-трансцендентная – в работах П.Л. Бергера и Т. Лукмана. В статье анализируются социологические идеи перечисленных исследователей.

Ключевые слова: философская феноменология, феноменологическая социология религии, дихотомическая традиция, имманентно-трансцендентная традиция, секуляризация, религиозный плюрализм, современные модели религии.

DOI: 10.22250/2072-8662.2018.2.110-121

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Яблоков Игорь Николаевич – доктор философских наук, профессор,

зав. кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, кор. 4; relig@philοs.msu.ru