Настоящая статья представляет собой продолжение работы над проблемой возможности религиозной (теистической) философии как совмещения рационально-логического мышления и интуитивно-мистического переживания. Начало исследованию указанной проблемы было положено в статье «С.Л. Франк о природе и сущности “догматов веры”», где была проанализирована позиция философа по вопросу пределов свободы при философской интерпретации религиозных догматов. Вопрос о соотношении философского и религиозного понимания Бога представляет собой естественное продолжение изучения названной проблемы, как исследование ещё одного её аспекта. В статье прослеживается эволюция мировоззрения Франка, начавшего своё движение по пути философского творчества с увлечения марксизмом и последующего продвижения сначала в сторону метафизического трансцендентализма, а затем – к теизму. Показано, как, начиная с переживания реальности духа, обращения к понятию «абсолютное бытие», философ переходит к осмыслению личного религиозного опыта. Попытки органично сочетать религиозный опыт личного общения с Богом с философским размышлением о Боге как абсолютном бытии предпринимаются им в работах «Непостижимое», «С нами Бог», «Реальность и человек» и др. Хотя в конце жизни Франк приходит к выводу, что непротиворечиво соединить религиозное и философское понимание Бога невозможно, это не помешало самому философу создать такую философскую систему, которая несёт на себе отпечаток религиозного переживания Бога.
Ключевые слова: С.Л. Франк, религиозное сознание, религиозный опыт, рациональное мышление, философский теизм, абсолютное бытие, Бог-Абсолютное, «живой Бог».
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.2.94-100
Об авторе
Куляскина Ирина Юрьевна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии Амурского государственного университета; Амурская область, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, стр. 1, каб. 316; ihandoshko@mail.ru |