Данная статья посвящена анализу разных вариантов происхождения синкретического культа Хатиман – бога Восьми Знамён – в Японии. На материале памятников жанра энги «История пути к просветлению [бодхисаттвы] Хатиман» («Хатиман го-инни энги», XII в.) святилища Кагосима на юге острова Кюсю и «Наставления глупым детям о Хатиман» («Хатиман гудо:кин», начало XIV в.) столичного святилища Ивасимидзу были изучены процесс модификации легенды об основании культа Хатиман в святилище Кагосима китайской принцессой Оохирумэ, родившей бога Хатиман от солнечного луча, и способы инкорпорации этой легенды в историю культа святилища Ивасимидзу. Легенда об Оохирумэ является одной из ранних версий возникновения Хатиман, отражает древние верования обитателей Японских островов и содержит иную вариацию японского «императорского мифа». Кроме того, в статье рассмотрена попытка легитимации святилища Кагосима как «исконного святилища» Хатиман с помощью «происшествия с каменным телом» в первой половине XII в., а также реакция на это событие святилища Уса на северо-востоке Кюсю, которое традиционно считается местом зарождения культа Хатиман. По всей видимости, «происшествие с каменным телом» (появление имени божества Хатиман на расколотом камне) было сфабриковано святилищем Кагосима при поддержке святилища Ивасимидзу.
Ключевые слова: мифология, синтоизм, буддизм, Хатиман, Дзингу:, О:дзин, Аматэрасу, солярный культ, «императорский миф», предания энги.
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.2.43-51
Об авторе
Дулина Анна Михайловна – кандидат исторических наук, независимый исследователь, Москва; nigi@mail.ru |