Статья посвящена феномену религиозной лихорадки среди индигенного населения центральных районов Британской Колумбии во второй четверти XIX в. В традиционную систему верований кэрьеров за короткий срок был интегрирован ряд доктрин и символизм христианства, причём произошло это в период, предшествующий появлению первых миссионеров в регионе. Парадоксальным образом на начальном этапе инкультурация христианства шла без их вмешательства. Трансформация религиозных воззрений аборигенов не сопровождалась культурной экспансией европейцев и шла, фактически, естественным путём. К периоду начала активной работы миссионеров в конце 1860-х гг. индейцы уже были готовы к принятию новой религии, и отторжения её не возникало. На основе анализа фольклора, исторических источников и работ, посвящённых данной тематике, выявлены каналы культурной диффузии и интеграции элементов христианства в традиционные верования, а также психологические стимулы их принятия индейцами. По материалам журнала Джона Маклина, источника, не привлекавшегося ранее в исследованиях темы, определена датировка начала движения Пророка среди кэрьеров. Данный культурно-исторический феномен предлагается рассматривать как стихийное движение, а не как культ религиозного лидера.
Ключевые слова: атапаски кэрьер, дакел, пророк Бини, религиозная лихорадка, религиозный синкретизм, аккультурация, культурный синтез, культурная диффузия
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.1.71-83
Об авторе
Шишелов Никита Сергеевич – независимый исследователь; г. Москва; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. |