Наличие сокровенного знания, «целостное и полное осознание природы реальности» отличает гуру от «обычного» человека или от простого учителя. Истинное знание постигнуто наставником в откровении, в некоем опыте, подлинность которого не поддаётся сомнению, а также через священные тексты шрути и смрити. Целью их учений является просветление, освобождение при жизни (дживанмукта), происходящее через духовное совершенствование личности. Наставники неоиндуизма традиционно используют три пути достижения мокши, описанные в «Бхагавадгите» и поздних упанишадах: «путь знания» (джняна-марга), «путь действия» (карма-марга), «путь преданной любви» к Богу (бхакти-марга). Большое внимание они также уделяют психопрактикам йоги с разделением их на хатху, раджу, мантру и лайю. Современные учителя мудрости в своих учениях практикуют все перечисленные пути, иногда сочетая несколько из них, а иногда сосредотачивая своё внимание на каком-то одном. Некоторые техники, способы достижения просветления, как, например, Трансцендентальная Медитация Махариши Махеш Йоги или некоторые медитации ашрама Ошо нельзя причислить ни к одному и вышеперечисленных путей – это особые «нетрадиционные» методы, основанные на синкретизме учений и путей духовного развития, сочетающие в себе основы древних техник с лёгкостью и быстротой, ориентированные на современного духовного искателя. Ещё одной характерной чертой учений современных гуру неоиндуизма можно выделить их «открытость», взаимопроникновение и объединение различных школ внутри одного учения, своего рода глобализация верований, техник и, с другой стороны, безотностельность к религии, независимость от неё.
Ключевые слова: йога, просветление, медитация, неоиндуизм, индийские гуру, психологические практики, религия
DOI: 10.22250/2072-8662.2018.1.29-35
Об авторе
Уймина Юлия Анатольевна – аспирант Гуманитарного университета г. Екатеринбурга; ул. Студенческая, 19, Екатеринбург, 620049, Россия; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. |