SCImago Journal & Country Rank

Данная статья посвящена исследованию интерпретации положения Будды Вайрочаны в космологии «Аватамсака-сутры» (кит. «Хуаянь-цзин», яп. «Кэгон-кё», 厳経) в японском буддизме VIII в. Известно, что «Аватамсака-сутра» представляет собой большое собрание сутр, созданных буддийской школой Хуаянь в Китае в период между I и IV вв. В Японии же собрание «Аватамсака-сутры» было представлено в двух вариантах: в виде 60 и 80 свитков. В доктринах школы Кэгон Будда Вайрочана (яп. Бирусяна, Дайнити Нёрай) занимает особое место, поскольку его «тело Закона» (санскр. «дхармакая», яп. «хоссин», 法身) является субстратом взаимопроникновения и взаимоприсутствия «миров дхармы». В связи с этим, у некоторых современных японских исследователей возникает вопрос: действительно ли статуя Будды Вайрочаны в храме Тодайдзи соответствует космологии Кэгон-сю? Существует версия, согласно которой данная статуя была оформлена, скорее, в соответствии с представлениями о Будде Вайрочане, содержащимися в «Сутре о сетях Брахмы» (кит. «Фанван-цзин», яп. «Боммо-кё», 梵網). Поэтому данное исследование акцентируется на сравнительном анализе различных «тел» Будды Вайрочаны в космологии Кэгон-сю. Автор считает, что сооружение статуи Будды Вайрочаны в храме Тодайдзи имело также особое сакральное значение для императорской власти. Впервые в истории распространения буддизма в Японии Будда Вайрочана представал в качестве высшей космической силы, покровительствующей этой стране и правящему роду.

Ключевые слова: Будда Вайрочана, школа Кэгон,«Аватамсака-сутра», храм, Тодайдзи,«дхармакая», «хоссин», «Сутра о сетях Брахмы», школа Хуаянь

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.4.42-48

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Лепехова Елена Сергеевна – доктор философских наук,

старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН (Москва);

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.