SCImago Journal & Country Rank

 В статье проводится религиоведческий анализ истоков кинематографической эстетики американского режиссера Дэвида Линча, которая восходит к классикам киноавангарда Жану Кокто, Майе Дерен и Кеннету Энгеру. В статье дается обзор эстетических заимствований Линча из работ классиков киноавангарда, особенно подробно анализируется творчество Кеннета Энгера, поскольку Энгер является наиболее сильно укоренённым в западном эзотеризме режиссером. Преобразование идей Кроули в творчестве Энгера дало начало использованию эзотерических мотивов в современном кино. В статье демонстрируется как сильно повлияло творчество Энгера на формирование языка выражения иного мира у Линча. Также обосновывается идея о том, что через творчество Энгера Линч познакомился с Алистером Кроули, учение которого он и положил в основание своей мифологии. Общие для Линча и Кроули темы садизма, сексуальных извращений и наркотиков демонстрируют насколько сильно Линч опирался на учение Кроули, а центральная для магии Кроули идея духовного двойника легла в основу столь сильно развитой в фильмах Линча проблематики диссоциативных расстройств. Более того, в оформлении мифологии иного мира сериала «Твин Пикс» именно представление о духовном двойнике стало системообразующим элементом всего повествования. В статье делается вывод о том, что Линч намеренно обращается к самым сложным и недоступным широким массам эзотерическим учениям, используя их как строительный материал для создания своей оригинальной киноэстетики.

Ключевые слова: западный эзотеризм, религиоведение, культурология, киноведение, киноэстетика, Д. Линч, Ж. Кокто, М. Дерен, К. Энгер, А. Кроули

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.145-154

Скачать статью (PDF)

Об авторе

  

Носачев Павел Георгиевич – кандидат философских наук, доцент

школы Культурологии НИУ «Высшая школа экономики»;

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.