Исследование поддержано Фондом развития ПСТГУ, проект № 03-0617/КИП 4
В данной статье рассматривается связь концепта религиозного опыта и понятия личности у ряда авторов, которых можно отнести к экзистенциальному типу персонализма: П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова, С.Н. Мережковского и Г.И. Чулкова. В начале XX в. отечественные мыслители активно ссылаются на религиозный опыт, часто отводя ему одну из главных ролей в своих религиозно-философских построениях, порою даже делая его единственным основанием религиозной философии, причём конкретного определения религиозному опыту не даётся, имеется в виду некое общее, всем понятное значение – концепт. Говоря о личности, рассматриваемые авторы зачастую подчёркивают её неопределимость, личность может быть постигнута лишь через переживание, религиозный опыт тоже понимается как своего рода переживание. Это переживание предполагает свободу, личное стремление, выбор, характеризующие личность, как нечто единое, не теряющее своей индивидуальности в момент этого мистического переживания. Таким образом, можно сделать вывод, согласно которому в русской религиозной мысли начала XX века понятие личности и концепт религиозного опыт взаимно конституируют друг друга. Занимая столь значительное положение в философских построениях, концепт религиозного опыта оказывается в основании таких понятий, как догмат, вера, молитва и др., с чем связано стремление рассматриваемых мыслителей специально обосновать его транссубъективный универсальный характер.
Ключевые слова: религиозный опыт, личность, персонализм, воля, соборность, общественность, Д.С. Мережковский, Г.И. Чулков, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков
DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.124-133
Об авторе
Коренева Надежда Александровна – преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 127052, г. Москва, Лихов пер., 6 стр. 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |