В основе мировоззрения тунгусо-маньчжурских этносов находятся анимистические представления о природе, суть которых в том, что природа живая и управляется добрыми и злыми духами. Эти духи обитают не только на земле, но и на небе, и под землей. Под природой подразумевается небо, тайга, погода, дух, божество и т.д. Всё это народы Приамурья, Приморья и Сахалина обозначают одним словом – буа; боа; буга – Вселенная, которая разделяется на три уровня – верхний мир или мир неба, земной или средний мир, нижний или подземный мир. Во всех трёх мирах имеются свои хозяева, которые управляют жизнью. Верхним миром управляют хозяин Неба Эндури и его помощники – небесная старуха и небесный старик. В подчинении у старухи находятся души нерождённых детей, зверей и других живых существ, а у старика – природные стихии – дождь, наводнение, снег, ветер и т.д. Средним миром управляли хозяева местности. Главным из них на земле был хозяин лесов и гор Онку, а его помощниками были хозяева всех зверей и птиц. Морями и реками управлял хозяин моря Ганихи и хозяева каждого вида рыб и морских животных. Хозяином нижнего мира или мира мёртвых был Харги, в подчинении у которого находились многочисленные злые духи. Все эти хозяева природы следили за человеком и обязывали его соблюдать законы обычного права.
Ключевые слова: анимизм, природа, обряды, хозяева природы, верхний мир, средний мир, нижний мир, добрые духи, злые духи, народ, культура
DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.25-32
Об авторе
Старцев Анатолий Фёдорович – доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Владивосток); 690950, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |