В данной статье исследуются основные культы древне-осетинского пантеона, сформированного посредством слияния местных культов (часть из которых в той или иной степени имеют дозороастрийское иранское происхождение) с христианством и исламом. Элементы архаичной обрядности в традиционной духовной культуре осетин наблюдаются и в настоящее время. Древне-аланские культы делятся на общеаланские, племенные, общинные и семейно-родовые, последние из которых практически не изучены. Большинство из этих культов, трансформированных в той или иной степени под влиянием ислама и особенно христианства, представляют собой научный интерес как с точки зрения проблемы религиозного синкретизма в мировоззрении отдельного народа, так и с позиции религиозного синкретизма как общекультурного для народов Северного Кавказа феномена. Отделить иранские элементы от субстрата древней религии алан-осетин крайне трудно. Реконструкция отдельных её явлений (обрядов, культов) возможна, однако не всегда достоверна. Если местные религиозные образования в той или иной степени выявляются благодаря сравнительному анализу, то более архаичный скифо-сарматский компонент, по существу, невосстановим. Древнеаланская религия подверглась существенной трансформации, в частности под напором христианских и исламских миссий. Религия алан-осетин неотделима от христианства; ранняя просветительская деятельность византийских и грузинских миссионеров не дала серьёзных результатов, однако, существенно сказалась на процессе развития местных религиозных культов. Слившееся с архаичными культами христианство было по-своему воспринято и переосмыслено местным населением, образовавшим таким путём синкретическую религию, следы которой сохранились в бытовой культуре его потомков.
Ключевые слова: аланы-осетины, архаичные культы, христианство, ислам, религиозные синкретизм
DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.17-24
Об авторе
Сидакова Марина Олеговна – аспирант кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета; 119192, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |