Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 16-18-10083
Российские ученые Николай Николаевич Харузин и его сестра Вера Николаевна Харузина, стоявшие у истоков отечественной этнографии и ее академического становления в российских университетах, за время своей исследовательской деятельности собрали большое количество этнографических материалов о народах, проживающих на огромной территории Российской Империи. Теоретически осмысляя полученные данные, включая их в первые университетские курсы, Вера и Николай Харузины отмечали важнейшую роль изучения религиозных верований исследуемых народов. Так, одной из первых исследовательских работ Н. Н. Харузина стала статья «О нойдах у древних и современных лопарей», посвященная описанию и анализу лапландского шаманизма; выявлении степени влияния христианской религии на мифологическую и религиозную традиции лапландцев. Особое внимание шаманизму исследователь уделил в университетском курсе лекций по этнографии, изданном посмертно под редакцией его сестры Веры. Сама же Вера Харузина в последствии издала свой собственный лекционный сборник для Московского Археологического института, где представила специальный раздел, посвященный теоретическому описанию и анализу феномена шаманизма. В.Н. Харузина подчеркивает роль индивидуальных качеств в становлении шамана, при этом отмечая зависимость действий, видений и слов шамана от социального окружения. В данной статье будет представлен комплексный анализ работ Н. Н. Харузина и В. Н. Харузиной, посвященных шаманизму.
Ключевые слова: В.Н. Харузина, Н.Н. Харузин, история религии, история религиоведения в России, интеллектуальная история, шаманизм, лопари, нойды
DOI: 10.22250/2072-8662.2017.4.172-177
Об авторе
Хорина Вероника Владимировна – магистр религиоведения, лаборант-исследователь института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 9/11; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |