SCImago Journal & Country Rank

Издание поддержано грантом РГНФ-ННИС (проект № 15-23-06002, 2015‒2017)

Статья анализирует ключевые типы слова «верующий» в российских социологических исследованиях, сделавших его одним из ключевых терминов современной социологии религии и религиоведения. Отмечается дифференцирование «модели-1», «модели-2» и «модели-3» как форм, обусловленных конкретным историческим контекстом места России в глобальной геополитике. Предпринята попытка интерпретации современного массового представления о «верующем» с помощью предположения о конфликте двух альтернативных «моделей» его нормативного понимания, исторически сложившихся в России XVIII–XX. В «модели-1» «верующий» имплицитно понимается как «твёрдый в вѣре» прихожанин храма «господствующего вероисповедания», а в «модели-2» – маргинальный для властей СССР субъект «атеистического воспитания», нормы отнесения к которым задавались «сверху» и «извне» по отношению к личности. Особенностью сложившейся сегодня «модели-3» является то, что к «верующим» может отнести себя респондент социологического исследования, который «изнутри» в акте самоидентификации причисляет себя в момент опроса к одной из анкетных рубрик. Становление нормативной «модели-3» предполагает, среди других задач, анализ терминологического аппарата социологического инструментария. Эти термины можно рассмотреть как экспликацию определённых денотатов и коннотатов в системе коммуникативных отношений, возникающих в условиях опроса. Требует особого анализа терминологический аппарат современных СМИ, где «атеисты» могут квалифицировать себя как «верующие». Такого рода высказывания свидетельствуют о политической ситуации господства нормативов «свободы совести» («модель-3»), сочетающей моменты «модели-1» и «модели-2» и о «концептуальном хаосе» в общественном сознании.

Ключевые слова: религия, верующий, конфессия, религиозность, социология религии

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.4.97-111

Скачать статью (PDF)

Об авторах

   

Аринин Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета;

600000, г. Владимир, ул. Горького, 87; еЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Воронцова Елена Владимировна – кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Архива Российской Академии наук, Московский университет имени М.В. Ломоносова;

Москва, ул. Новочеремушкинская 34; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Петросян Дмитрий Ильич – кандидат философских наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Владимирского филиала

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

600017, г. Владимир, ул. Горького 59-а; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.