Статья написана при поддержке Российского научного фонда, грант № 17-18-01194
В статье рассматривается рост популярности бурханизма среди коренного населения Алтая и реакция на эти процессы Русской православной церкви в 1904–1914 гг. Бурханизм был реформистским движением, направленным на очищение местного шаманизма от элементов, связанных с культом мёртвых. Появление бурханизма вызвало жесткую реакцию со стороны русских поселенцев, поддержанную местными церковными деятелями. Такая реакция резко отличалась от относительно толерантных миссионерских стратегий предшествующего периода. В статье исследуется, почему эти церковные деятели порвали с существовавшей традицией, и какие методы они использовали для давления в отношении бурханизма в 1904–1914 гг. Используя методы и термины этнографической науки, миссионеры и священнослужители пытались обвинять движение в про-японской, жестко антироссийской ориентации, и представляли его как форму буддийского прозелитизма. Такая позиция оспаривалось светскими антропологами, которые полагали, что движение имело только религиозные мотивы. Концепция, предлагаемая в статье, рассматривает сдвиг от терпимости к стратегии принудительного миссионерства как шаг от «волюнтаристской» концепции религии (человек имеет неотъемлемое право выбирать веру) к «конфессиональной» концепции (религиозная принадлежность зависит от требований государства).
Ключевые слова: бурханизм; Русская православная церковь; Алтай; Макарий (Глухарев); православная миссия; веротерпимость
DOI: 10.22250/2072-8662.2017.4.21-30
Об авторе
Джеймс Мэттью Уайт – обладатель степени PhD, старший научный сотрудник Лаборатории эдиционной археографии/ Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета, выпускник кафедры истории и цивилизации Европейского университетского института, Италия; Екатеринбург, ул. Тургенева, 4; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |