SCImago Journal & Country Rank

Статья посвящена изучению современных религиозных верований якутов. Переход от атеизма и идеологии научного коммунизма к неоязычеству и неошаманизму происходил при активном участии представителей национальной интеллигенции. В постсоветское время восстановление якутской Белой Веры – Айыыитэгэлэ – связано в основном с именами Л.А. Афанасьева (Тэрисэ) и В.А. Кондакова. Почитание культа светлых божеств Айыы в современное время можно встретить во время проведения обрядов в национальном празднике Ысыах. В постсоветское время возврат или возрождение шаманизма связывается с пробуждением интереса к методам народной медицины. Имя целительницы Ф.Е. Кондаковой (Эдьиий Дора) известно за пределами РС (Я). Тенгрианство – научный термин, который утверждает связь якутского мировоззрения с тюрко-монгольским кочевым миром и связан с учениями евразийства. Пропагандой тенгрианства в Якутии занимаются А.И. Кривошапкин и Е.В. Федорова.

Ключевые слова: белый шаманизм, тенгрианство, неошаманизм, религия Айыы, инженерия шаманизма, сакральные знания

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

  

Ушницкий  Василий Васильевич  – кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора этнографии

Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения

Российской академии наук; 677007, г. Якутск, ул. Петровского, 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.