Статья посвящена изучению охотничьих фетишей (тöс’ов) у хакасов. На основе обширного круга источников, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот, – архивных материалов и музейных коллекций – проанализированы место и роль этих культовых предметов в духовной жизни народа. Детально рассмотрены их внешние характеристики. Выявлены вариации их символического оформления. Рассмотрены сакральные функции и способы обрядового взаимодействия с этими сакральными предметами. Особое положение среди ритуальных изделий данного типа у хакасов занимали охотничьи фетиши: Кинен тöс, Салығ тöс, Улуғ тöс и парный божок – Пöзик ағас и Чабыс ағас тöс’ы. В представлениях верующих они были могущественными семейно-родовыми духами-покровителями. Помимо своей прямой обязанности – обеспечения успеха в промысловой деятельности, они также выполняли охранительную функцию и покровительствовали домашнему хозяйству. Кроме того, как полагали, они обладали целительными способностями. В связи с чем, были чрезвычайно востребованы в народе. Фетиши имели разнообразные варианты внешнего оформления. В отношении каждого из них была сформирована особая обрядность.
Ключевые слова: хакасы, традиционное мировоззрение, обрядность, культ, охота, фетиш, Кинен тöс, Салығ тöс, Улуғ тöс, парный божок, Пöзик ағас тöс, Чабыс ағас тöс, шаманизм, ызых, народная медицина
Об авторе
Бурнаков Венарий Алексеевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН; 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, пр. Лаврентьева, д. 17, к. 404; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |