SCImago Journal & Country Rank

Исследование поддержано грантом РФФИ, научный проект № 16-31-01078

Нагайбаки — южноуральский народ, сложившийся менее 300 лет назад на перекрестке пограничных линий и торговых путей, кочевых и оседлых культур, христианства и ислама. Нагайбаки впитали различные этнические и религиозные традиции: с одной стороны, элементы христианской, мусульманской и языческой религий, с другой — русской, татарской, марийской, чувашской и других этнических культур. При исходной полиэтничности они сложились в относительно монолитное сообщество благодаря социальной (казачьей), языковой (тюркской) и религиозной (православной) самобытности и обособленности от соседних групп. У нагайбаков обозначилось собственное понимание себя и своей веры вследствие деятельности православных проповедников в 1870-е — 1910-е гг. Атеистическая пропаганда советского времени также трансформировала их религиозную идентичность. Сегодня нагайбаки считают себя православными по существу: для них самоощущение приверженности православию важнее, чем исполнение церковных обрядов (включая крещение). Кроме того, похоронно-поминальные ритуалы нагайбаков, связанные с почитанием предков и сопровождающиеся закланием животного, оказались вписаны в их православную систему (что вызывает критику местных священников). С недавних пор нагайбаки активно участвуют в новых религиозных проектах – восстановлении и строительстве православных церквей в своих селениях. Во многом это инициативы конкретных групп или отдельных жителей. Так, в пос. Остроленском существует конкуренция по строительству двух храмов между поселковой общиной и местным жителем Сергеем Дюскиным, который реализует проект строительства церкви на заднем дворе своего дома. Таким образом, православная идентичность нагайбаков сформировалась благодаря ситуативным обстоятельствам и персональным усилиям в этнокультурной динамике.

Ключевые слова: нагайбаки, православие, идентичность, этничность, поминальные обряды, крещение, церковь

DOI: 10.22250/2072-8662.2017.3.49-56

Скачать статью (PDF)

Об авторе

   

Белоруссова Светлана Юрьевна – научный сотрудник сектора этноистории

Института истории и археологии УрО РАН; 620000, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16;

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.