Процесс принятия Никео-Цареградского Символа веры достаточно хорошо задокументирован и изучен в современной литературе. Как правило, он становится предметом исследований в религиоведческом или богословском дискурсах. Однако поднимает он и философские проблемы. Междисциплинарное исследование позволяет увидеть в теоретическом споре о центральных положениях христианского вероучения инструмент в борьбе за церковный авторитет и власть: «авторское право» на онтологическую основу учения церкви автоматически повышало значимость его обладателей в церковной иерархии. Учитывая усиливающееся культурное влияние церкви, противостояние противоборствующих групп на первом Вселенском соборе было важной вехой в борьбе за право формирования центральных смыслов новой социальной реальности, а также опирающихся на неё идентичностей и институций. В статье анализируются факторы, которые обеспечили победу партии Александра-Афанасия и привели, в конце концов, к принятию ортодоксального Символа веры. Эта победа была обусловлена: 1) традицией александрийской богословской школы; 2) политическим влиянием императора, принявшего сторону Александра-Афанасия; 3) более удачной лингвистической формулой фиксации исповедальных основ. Но стратегическую победу христианского «онтологического канона» обеспечило утверждение процедуры общецерковного его принятие в виде Символа веры, который стал единым смысловым стандартом, общеобязательным для всей церкви. Стратегию её развития определяла победившая партия, а в функции церкви теперь входила обязанность пристально следить за его соблюдением, бескомпромиссно купируя все мировоззренческие альтернативы, табуируя их как ересь. Сказанное позволяет сделать вывод о важности (неустранимости) социальных условий для утверждения «онтологического канона». Достаточно обоснованно можно предположить, что такая зависимость касается не только христианской социальной реальности.
Ключевые слова: онтология, Символ веры, социальная реальность, смысл, церковь, ортодоксия, ересь
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.3.69-77
Об авторе
Левицкий Виктор Сергеевич – кандидат философских наук, директор Украинского института стратегий глобального развития и адаптации;
|