Настоящая статья посвящена теме рецепции античной мифологии в пособии для проповеди французского мифографа XIV века Петра Берхория «Морализованный Овидий» на примере сюжета о Нарциссе и Эхо. Новизна данной работы заключается в сопоставлении трактовки мифа о Нарциссе и Эхо в трактате Петра Берхория с интерпретацией данного сюжета в богословской традиции и в куртуазной лирике XII–XIV веков. Отмечается, что для богословского понимания мифа, истоки которого можно проследить уже в «Педагоге» Климента Александрийского, характерно восприятие образа Нарцисса как человека, чрезмерно увлечённого «иллюзорной славой» этого «преходящего мира», тогда как в куртуазной литературе указанного периода главной становится тема мести Нарциссу за отказ любить Эхо, зачастую сопровождающаяся предостережением автора против нарушения «законов Любви». Анализ трактовки истории о Нарциссе и Эхо Петра Берхория в общекультурном контексте эпохи позволил нам сделать некоторые выводы, касающиеся специфики отношения автора «Морализованного Овидия» к античному наследию: 1) Пётр Берхорий, сравнивающий мифологического Нарцисса с теми людьми, которые из-за собственного тщеславия забывают заботиться о своей душе, вследствие чего исчезают, словно цветок нарцисса, является представителем богословской традиции морализации античной мифологии; 2) при составлении пособия для проповеди, опирающегося на античный материал, Пётр Берхорий мог ставить перед собой не только цель развлечь аудиторию при помощи красочных примеров из Овидия, но и, напротив, придать христианский смысл мифологическим сюжетам, уже в какой-то мере знакомым средневековой аудитории; 3) в соответствии с вышесказанным, мы считаем, что в творчестве Петра Берхория гуманистические тенденции находились в тесной связи с консервативными. Представленное исследование является полезным как для дальнейшего изучения трактата Петра Берхория «Морализованный Овидий», так и для лучшего понимания взаимодействия богословского и светского элементов в средневековой рецепции античной мифологии.
Ключевые слова: Пётр Берхорий, «Ovidius moralizatus», Нарцисс, рецепция античной мифологии, средневековая проповедь, куртуазная литература
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.2.91-98
Об авторе
Кислин Константин Борисович – магистр религиоведения, аспирант, кафедра философии религии и религиоведения, Институт философии, |