История ХХ века высветила ряд специфичных аспектов отношений феноменов религии и атеизма, корни которых прослеживаются с античности. Цицерон дистанцирует нормативное благочестие «religio» от девиантных «superstitio» народа и «atheos» элит, введя новый термин в латинскую литературу в качестве транслитерации греческого слова «ἄθεος», имевшего два основных значения: «отрицающий богов» (безбожник) и «оставленный богами» (несчастный). Данные альтернативные формы личной и групповой идентификации прошли ряд исторических этапов своих взаимоотношений, сохранив значимость до настоящего времени, часто трактуясь как отношение абсолютного «добра» с абсолютным «злом», при этом в одном случае «добром» выступает религия, а в другом – атеизм. С конца ХХ века в российском обществе утверждаются парадоксальные идентичности «православного атеизма», «евангельского атеизма» и т.п., стремящиеся сочетать сложившиеся альтернативы.
Ключевые слова: религия, атеизм, суеверие, философия, идентичность, самоидентификация
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.2.77-90
Об авторе
Аринин Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета; |
|
Глаголев Владимир Сергеевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного института международных отношений (университета) |