Статья посвящена рассмотрению иронических приёмов философской апологии сакрализации королевской власти, использованных автором сочинения «Размышления о человеческом тщеславии, или нравственные речи о последствиях тщеславия, предложенные Королю нашему Государю Дону Жозе I Матиашем Айришем Рамушем да Силвой ди Эсой», а также роли этого сочинения в становлении просвещённого абсолютизма в Португалии в XVIII в. Матиаш Айриш да Силва ди Эса – выдающийся португальский философ XVIII в. Его сочинение «Размышления о человеческом тщеславии» принято рассматривать как одно из самых ранних светских философских произведений на португальском языке и наиболее значимых в истории становления национальной португальской философии. Его философская критика мифологии сакральности власти при одновременной апологии мифологемы священного царя – иронический приём португальского философа, используемый им для поддержания идей просвещённого абсолютизма. Деконструкция онтологических оснований этики, осуществляемая португальским мыслителем, и вытекающие из неё этический антинормативизм и ирония связывают этику Матиаша Айриша с аксиологическим релятивизмом постмодерна. Статья будет полезна не только исследователям европейской истории свободомыслия в эпоху Просвещения, но и всем заинтересованным в осмыслении механизмов сакрализации государственной власти в новое и новейшее время.
Ключевые слова: Матиаш Айриш, ирония, просвещённый абсолютизм, сакрализация власти, тщеславие, этика
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.1.94-100
Об авторе
Леонидов Денис Владимирович – кандидат философских наук, доцент департамента философии и религиоведения |