В статье на основе полевых опубликованных материалов и литературных источников рассматривается проблема этнических мистерий, связанных с почитанием культа огня тунгусо-маньчжурскими этносами Дальнего Востока. Поставленная цель достигается путём детального изучения многочисленных ритуалов, запретов и примет, имеющих прямое отношение к охоте и бытовой культуре промыслового населения тунгусо-маньчжурских этносов. Статья подготовлена с учётом этнологических методов исследования и таких этнографических подходов как визуальное наблюдение и личное участие в обрядах, связанных с ритуалами почитания, кормления «бога» огня Пудза и испрошения охотниками у хозяина тайги Онку удачной охоты. Согласно мировоззрению нанайцев, негидальцев, орочей, ульчей, удэгейцев и других тунгусо-маньчжурских этносов южной части Дальнего Востока России, считалось, что у хозяина огня Пудза Эдзэни в качестве помощников были жаба Jала (охранявшая огонь от самоугасания), лесные муравьи Иктэ и их хозяин Иктэ Эдзэни, птица Сугдугу – зимородок – слуга хозяина муравьёв, а также дикий кабан Аула, который первый в тайге сообщал весть о сумасшедшем огне (пожаре), вышедшим из-под контроля хозяина огня. Весь традиционный быт, охота, рыболовство и собирательство тунгусо-маньчжурских этносов Нижнего Амура и Приморья связывались с почитанием и сохранением старых обрядов и традиций древних предков, заложивших экономическую и культурную основы для существования своих потомков.
Ключевые слова: регион, тунгусо-маньчжуры, мировоззрение, анимизм, обрядность, культ, огонь, быт, охота, традиция
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.73-79
Об авторе
Старцев Анатолий Фёдорович – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук; 690001, Россия, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |