Статья посвящена истории шаманства на примере интерпретации изображений на петроглифах Верхнего Амура, Олёкмы и Алдана, относящихся ко II–I тыс. до н.э. Важную роль играли изображения верховных богов и лесных духов, к которым обращались шаманы, а также шаманские духи-помощники. Среди последних выделяется оппозиция светлых и тёмных духов-помощников в образах всадника на олене и всадника на медведе, символизирующих два мира вселенной – верхний и нижний. Первого сопровождали грибовидные духи, второго – молоткообразные, остроголовые духи; первые были связаны с представлениями о ритуальном напитке из грибов мухоморов, используемых во время ритуала для связи с богами, а второй – с кузнечеством. Также широко были распространены изображения одноногих и двуногих горбунов и богини-прародительницы. В сцене жертвоприношения духам особо выделяются два шаманских духа-покровителя (один с лучистой головой, второй – остроголовый), имеющие аналогии у главных шаманских духов-покровителей тунгусо-маньчжуров – Бучу и Манги. Образы духов-помощников шаманов в виде одноногих горбунов, всадников на олене и медведе, грибовидных идолов, богинь-прародительниц, изображённых на петроглифах Верхнего Амура и Алдана, также имеют прямые соответствия в шаманизме тунгусо-маньчжурских народов (эвенков, нанайцев, удэгейцев), что свидетельствует об участии древних верхнеамурских племён в этнокультурогенезе тунгусо-маньчжуров. Отдельные сюжеты жертвоприношения петроглифов генетически связаны с окуневской культурой, вероятно также являющейся генетическим и культурным импульсом для верхнеамурского населения эпохи бронзы и раннего железного века. Оппозиция духов сторон светлого и тёмного неба имеет аналоги в культуре якутов и бурят. Кузнечные онгоны в качестве духов-помощников шаманов встречаются у бурят. Это указывает на участие верхнеамурских племён эпохи бронзы в культурогенезе некоторых народов Сибири.
Ключевые слова: петроглифы, Верхний Амур, Олёкма и Алдан, эпоха бронзы и раннего железа, шаманизм, образы шаманских духов-помощников шаманов
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.65-72
Об авторе
Сем Татьяна Юрьевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея; 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная 4/1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |