Буддийский термин abhisamaya обычно переводится как «интуитивное постижение» или «прозрение» (англ. insight). В хинаянских текстах он понимается как синоним других терминов, означающих понимание сути буддийского учения. В махаяне же abhisamaya – это интуитивное постижение самого факта истинности буддийского учения ещё до осознания логических оснований его истинности. Это постижение служит основой для дальнейшего логического понимания сути буддийского учения. Оно неизбежно предполагает радикальную трансформацию личности адепта в соответствии с моральными принципами буддийского учения. По этой причине знание, обретённое благодаря интуитивному постижению, в отличие от мирского знания, никогда не может быть утрачено. По вопросу о том, постигается ли в ходе abhisamaya всё буддийское учение целиком или только его отдельные части, которые должны быть изучены на данном этапе религиозного пути личности, махаянские мыслители придерживались разных мнений, но общим было представление о стадиальности пути и о необходимости дологического познания, которое обязательно предшествует логическому. Наивысшая же из форм интуитивного постижения – это постижение идеала бодхисаттвы, отказывающегося погрузиться в нирвану, чтобы иметь возможность спасать другие живые существа из сансары. Принятие этого идеала в махаяне понималось как необходимое условие любого интуитивного постижения буддийской Дхармы.
Ключевые слова: индийская махаяна, йогачара, идеал бодхисаттвы, буддийская антропология, интуитивное постижение, инсайт, религиозно-философские системы Древней Индии
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.19-29
Об авторе
Бурмистров Сергей Леонидович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН; 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |