В пехлевийском зороастрийском сочинении «Бундахишн» бык, как и первочеловек Гайомард, был принесён в жертву Ахриманом (верховным божеством зла) и из частей тела быка появились растения и животные. В большей части исторически засвидетельствованных индоевропейских традиций миф о творении предстаёт как миф о жертвоприношении человека или животного с дальнейшим сотворением всего мира из отдельных частей и органов расчленённых жертв. Один из примеров этому – жертвоприношение Гайомарда и первосотворённого быка в «Бундахишне». В зороастризме большинство мифологических сюжетов связано с людьми и значительно менее – с другими живыми объектами, включая животных. Тем не менее, в мифологических повествованиях о творении в иранской традиции наряду с творением из членов или частей тела божества или первочеловека присутствует архетип/прототип жертвоприношения первобыка. Идея соответствия, сходства на микро- и макроуровне в иранском нарративе образа создания животных и растений из расчленённого тела быка и тем способом, которым была создана первая пара людей, Машйа и Машйана, из тела Гайомарда, в столь явной форме в других индоевропейских традициях не отмечена. В этой статье предпринята попытка объяснить возникновение растений из членов первосотворённого быка в сравнении с другими примерами творения из тела божества или двуполой богини (андрогина), а также ответить на вопрос о том, являются ли эти две модели по существу взаимосвязанными. Поэтому, опираясь на приводимые здесь примеры обоих мотивов, мы попытались проанализировать связь между ними в приведённых выше повествованиях и показать, что роль быка в мифах о творении в индоевропейских традициях можно приравнять к роли богини (-Матери) в создании вселенной, человека, земли и растений. Исследуя феномен произрастания растений из быка с учётом индоевропейской мифологии, мы обращаемся также к археологическим данным и мифам о творении доиндоевропейского периода. В статье делается вывод о том, что, согласно первобытному мышлению, бык – это символ и воплощение Богини плодородия и Великой Богини земли, двуполое первосущество и источник сотворения растений.
Ключевые слова: мифология, зороастризм, бык, растения, Бундахишн
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.4.5-12
Об авторе
Лейла Асгари – аспирантка Института языкознания РАН; 125009, Россия, г. Москва, Большой Кисловский пер., 1, стр. 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |