SCImago Journal & Country Rank

Темой данной статьи является японский домашний алтарь (буцудан), один из важнейших культовых объектов японской религиозной традиции, а также генетически связанный с алтарём миниатюрный киот – дзуси. В то же время, эти предметы являются наиболее характерными примерами культового творчества Японии. Помимо их важного религиозного значения в японской культуре, они аккумулируют в себе множество уникальных искусных техник, что превращает их в замечательные произведения искусства. Домашний алтарь – один из самых своеобразных культовых объектов, характеризующих японскую религиозность. В этой работе рассматриваются некоторые вопросы происхождения, развития и бытования японского домашнего алтаря. Буддийский домашний алтарь является центром семейного поклонения и обрядности в японском обществе, играя важную роль в установлении связи между этим миром и миром загробным. Кроме того, алтарь генерирует и поддерживает чувство преемственности поколений, связывая живущих с их предками. В Японии, где религия всё чаще рассматривается с критической точки зрения, религиозные практики вокруг домашнего алтаря являются одной из наиболее устойчивых социальных и религиозных традиций страны. 

Ключевые слова: буддизм, японская религия, религиозное искусство, домашний алтарь, буцудан, ихаи, буддийский священный предмет

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.43-52

Скачать статью (PDF)

 Об авторе

 

Шандыба Сергей Вячеславович – научный сотрудник Государственного Музея истории религии; 

190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14; serje-rhgi@mail.ru