Статья посвящена генезису термина «восточнославянское язычество» в трудах отечественных историков XVIII–XIX вв. Определяются источники, на основе которых формировалась соответствующая терминология, раскрывается её методологический и идеологический смысл. Автор проводит сравнительный анализ понятий, употребляемых в древнерусских антиязыческих текстах и первых российских научных трудах по истории и мифологии. Первые содержали самый разный набор обозначений, однако в большинстве своём о «язычестве» как явлении в них не упоминалось (слово это не использовалось вовсе), а «язычники» рассматривались как определённая социально-религиозная группа, которая наделялись разными характеристиками в зависимости от контекста. Осознание же «язычества» как явления происходит позже – с появлением научных трудов по истории и мифологии. Сам этот термин в отечественной литературе впервые обнаруживается в лексиконах Э. Вейсмана и И.К. Аделунга, где используется для обозначения латинского «gentile» и немецкого «heidentum», а также в «Истории Российской» В.Н. Татищева, при этом в числе основных источников для формирования понятия «язычество» был труд Трогилла Арнкиэла «Языческая религия кимвров». Тем не менее, данный термин не сразу стал определяющим, так как ряд авторов в начале XIX в. предпочли ему «баснословие». Стабильные позиции в научной литературе понятие «язычество» заняло с выходом фундаментального труда Н.М. Карамзина. Такая история термина говорит не только о его принципиальной сложности и неоднозначности, но и о том, что традиционное видение язычества только в контексте церковной обличительной литературой достаточно односторонне и спорно.
Ключевые слова: язычество, язычник, Древняя Русь, миф, мифология, литература
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.3.5-20
Об авторе
Лушников Александр Александрович – кандидат исторических наук, докторант кафедры отечественной истории, краеведения, методики преподавания истории Пензенского государственного университета; 440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40; lushnikov1@mail.ru |