Статья посвящена рецепции древнегреческой мифологии и истории в современном американском кинематографе. Современные режиссёры не просто снимают иллюстрацию древних нарративов, но актуализируют их, обогащая дополнительными прочтениями и подтекстами. В рассмотренных фильмах поставлены вечные, но по-новому интерпретированные вопросы: жизнь и смерть, долг и моральный выбор, удел человека и его стремление стать равным богам. В статье демонстрируется, что древнегреческий миф продолжает свою жизнь в кинематографе, который служит своего рода современной мифологией. В картине В. Петерсена «Троя» человек обретает истинное бессмертие, воплощённое в героизме и славе. Его прочтение «Илиады» всё ещё содержит дух гомеровского эпоса – и при этом передаёт через него более поздние темы. Гомеровские сказания о героях Трои наполняются Петерсеном новым дыханием, не в последнюю очередь благодаря антропоцентризму фильма. В картине О. Стоуна «Александр» происходит не только мифологизация древней истории, но и её прочтение через ещё более древнюю мифологию. Мифологическая структура фильма дополнительно подчёркивается цикличностью повествования, но при этом лента актуальна.
Ключевые слова: миф, Ахиллес, Троя, Александр Македонский, кинематограф, пеплум
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.2.131-137
Об авторе
Михельсон Ольга Константиновна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Института философии Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская лин., 5; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |