Статья ретрагирована по просьбе автора
Статья освещает основные идеи дерптской школы психологии религии. Основное внимание акцентировано на Карле Гиргензоне и его экспериментальном методе изучения религиозности, в частности, религиозного переживания. Показана основная методологическая основа школы. В статье также отражено взаимодействие дерптской и вюрцбургской школ психологии религии, которая оказала влияние через идеи Освальда Кюльпе. Основные выводы, к которым пришёл в ходе своих исследований Гиргензон, заключались, с одной стороны, в том, что ведущим структурным элементом религиозного переживания было интуитивное мышление, которое, в отличие от дискурсивного мышления, менее сформулировано и ассоциируется не столько с логикой, сколько с чувствами удовольствия и неудовольствия, а также символами. Кроме того, Гиргензон выделил т.н. «функции эго», связанные с интуитивными мыслями в религиозном переживании. Сталкиваясь с новым набором идей, эго сначала реагирует интеллектуально, используя существующий у него запас принципов. Помимо характеристики метода показано и отношение к методике разработанной Освальдом Кюльпе и развитой Карлом Гергензоном. Среди исследователей встречались как сторонники экспериментальной интроспекции (например, Отто Ритшль), так и критик данной методики в лице Оскара Пфишера, Анны Тумаркин и др. В последней части дан краткий обзор постепенного заката дерптской школы.
Ключевые слова: Тарту, психологическая школа религии, Карл Гиргензон, Освальд Кюльпе
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.2.122-130
Об авторе
Вебер Дмитрий Иванович – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета; 199034, г. Санкт-Петербург, ул. Менделеевская линия, 5; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |