В статье излагаются основные идеи археолога Дэвида Льюиса-Уильямса и его вклад в исследование шаманизма и анализ наскальных рисунков. В поле зрения автора попадают изображённые сюжеты, процесс их нанесения, а также артефакты и этнографические свидетельства о предполагаемых ритуалах. Реконструкция ритуалов сопровождается у Льюиса-Уильямса авторской концепцией спектра сознания и его различных состояний. Универсальные ментальные образы, возникающие во время ИСС, играли большую роль в генезисе шаманизма, и их фиксация в наскальной живописи позволяет реконструировать состояние творцов изображений и роль трансовых переживаний. Автор находит подтверждения своей концепции в истории религий. В статье также приводятся критические замечания в адрес теории Льюиса-Уильямса, касающиеся в основном определения символической деятельности и недостаточному вниманию автора к социальной организации. Автор статьи частично соглашается с критикой, а также приводит вспомогательные теории, снимающие часть критики. В статье намечены перспективы использования метода Льюиса-Уильямса при анализе не только наскальных рисунков, но и фольклорных источников.
Ключевые слова: Льюис-Уильямс, наскальные изображения, изменённые состояния сознания, методология исследования религии, антропология, шаманизм, Богораз
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.2.92-97
Об авторе
Белова Александра Дмитриевна – магистр религиоведения, аспирант кафедры философии и религиоведения, лаборант-исследователь института философии СПбГУ; 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 9/11; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |