SCImago Journal & Country Rank

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов», проект № 16-18-10427

Понятие дживанмукти, «освобождения при жизни», возникло в адвайта-веданте как ответ на сотериологическую парадигму «развоплощённого» освобождения (videhamukti). Состояние дживанмукти чрезвычайно высоко оценивается в тантризме. Понятие дживанмукти зачастую включает в себя значения отождествления с абсолютом, высшим божеством. Упоминаются разные виды дживанмукти, например, активный и пассивный. Состояние дживанмукти – полная независимость, наивысший идеал, духовное совершенство. Дживанмукта весь объективный мир рассматривает как отражение высшего Я. Статус дживанмукты может иметь идеологическое измерение, когда он противопоставлен традициям, которые считаются в тантре недостаточно эффективными. Обретение дживанмукти происходит в первую очередь благодаря духовному знанию. С одной стороны, знание есть некое состояние самого носителя знания, с другой, это всегда знание «о чём-то». Хотя дживанмукти может быть обретено с помощью едва ли не любых тантрический средств, есть определённая градация сроков его обретения в зависимости от них. Человек достигает освобождение при жизни не в изоляции от мира. Внешне дживанмукта может ничем не выделяться среди обычных членов общества; вся его уникальность сокрыта внутри его сознания.

Ключевые слова: индуистский тантризм, дживанмукти, освобождение

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.1.77-86

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

Пахомов Сергей Владимирович – кандидат философских наук, доцент, кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

197046, Санкт-Петербург, Малая Посадская, д. 26; sarpa68@mail.ru