В любой культуре смерть считается самым важным событием на жизненном пути человека. В Китае живые были обязаны строго следовать правилам, регулирующим похоронные и траурные обряды, чтобы обеспечить прохождение умершего в «другой» мир. Кроме того, соблюдение правил помогало нейтрализовать опасность, возникшую в течение процесса перехода и являющуюся результатом взаимодействия между жизнью и смертью, а также помогало людям восстановить равновесие и обеспечить мирное продолжение своего существования.Конфуцианская культура также уделяла большое внимание вопросам, связанным с погребением умерших и последующим трауром. Канонический трактат «Ли цзи», составленный в I веке до нашей эры, содержит множество различных инструкций, касающихся траурных обрядов. Эти правила, проанализированные в парадигме концепции обряда перехода А. ван Геннепом, позволяют сделать вывод, что траурный обряд древнего Китая в целом делится на те же стадии, что и другие обряды перехода.
Ключевые слова: траурный обряд, древнекитайский траурный обряд, конфуцианство, канонический трактат «Ли цзи».
DOI: 10.22250/2072-8662.2019.1.67-76
Об авторе
Кейдун Ирина Борисовна – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры китаеведения Амурского государственного университета; 675028, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21; ikeidun@mail.ru |