SCImago Journal & Country Rank

Статья посвящена результатам исследования трансмиссии религиозной традиции в локальном сообществе после Второй мировой войны. Исследование основано на полевых материалах, собранных автором в этнографических экспедициях 2007–2017 гг., и архивных материалах. На примере населения Печорского района Псковской области, находившегося до 1940 г. вне сферы государственной атеистической идеологии, рассматриваются способы передачи религиозных норм и практик в советский и постсоветский периоды. Во-первых, это межличностная коммуникация внутри семьи (старшие – младшие) и в церкви (священник – прихожане). Во-вторых, имплицитное влияние внешней обстановки – действующих храмов, Псково-Печерского монастыря, устойчивой системы воспроизведения населением религиозных традиций. Советская педагогическая система подразумевала доминирование общественного воспитания над домашним, однако не смогла полностью исключить детей из сферы местной церковной культуры: они продолжали принимать участие во многих религиозных практиках в условиях отсутствия систематического религиозного образования и общего размывании религиозной идентичности. Воспитательные ресурсы Псково-Печерского монастыря начали реализовываться сразу после демократизации общества в 1980-х гг. В конце ХХ – начале ХХI вв. монастырь выступил значимым актором процесса внедрения религии в местную образовательную систему: как в виде факультативных уроков вероучения, так и в широком контексте духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: религиозное воспитание, православие, религиозные практики, секулярное государство, Псково-Печерский монастырь, традиция.

DOI: 10.22250/2072-8662.2019.1.59-66

Скачать статью (PDF)

Об авторе 

 

 

Калинина Ольга Владимировна – научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики,

Российский этнографический музей;

191186, г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1; kalininaЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.