SCImago Journal & Country Rank

В статье ставится задача на материале европейской литературы путешествий Средних веков и Нового времени воссоздать легенды и предания, отражающие процесс перехода населения Армении от язычества к христианству и принятия страной новой религии в годы царствования Трдата III и правления католикоса Григория Просветителя. Зарегистрированные путешественниками легенды и предания, в которых переплетаются мифология и история, причём зачастую история мифологизируется, проделав путь от адресанта к адресату, претерпевали неизбежное видоизменение, подвергались переконструированию. Порой трудно объяснить причину модификации представленных в травелогах историй периода раннего христианства. Была ли она результатом недопонимания получаемой информации, или же изначально европейским путешественникам преподносился материал, приспособленный к актуальной для настоящего момента ситуации в жизни народа и церкви, соответствующий политическому запросу данного времени. Путешественник, в свою очередь, перенося извне информацию в своё социокультурное пространство, сознательно или несознательно, приспосабливал её к требованиям своей культуры, интерпретировал её по стандартам собственной культурной традиции.

Ключевые слова: записки путешественников, легенды, Трдат III, Григорий Просветитель, «Договорная грамота», модификация

DOI: 10.22250/2072-8662-2025-1-5-14

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Карагезян Гоар Левоновна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт литературы им. М. Абегяна НАН РА; 0015, Республика Армения, г. Ереван, ул. Григора Лусаворича 15; gkaragyozian@gmail.com; https://orcid.org/0009-0005-3038-5735