SCImago Journal & Country Rank

В статье исследуется отношение русского духовно-академического сообщества к «философии всеединства» В.С. Соловьёва. Автор демонстрирует сходства и отличия православного академического теизма и религиозной философии Соловьёва; выявляет моменты критики метафизики Соловьёва, касающиеся его гносеологических и онтологических воззрений. В статье обозначены расхождения среди духовно-академических авторов в оценке значения философского наследия В.С. Соловьёва. Автор отмечает, что отношение православных теистов к философскому творчеству В.С. Соловьёва отличалось неоднозначностью и противоречивостью. С одной стороны, они положительно воспринимали его те его труды, которые критиковали позитивизм и материализм. С другой стороны, по мере формирования религиозно-идеалистических воззрений Соловьёва с уходом в полупантеизм, софиологию и «цезаропапизм», отношение представителей духовно-академической философии к нему становилось более критичным. Философы из высших духовных школ не принимали достаточно вольное понимание Соловьёвым самой природы Совершенного Существа, в частности, его философские трактовки всех трёх божественных ипостасей.

Ключевые слова: религиозная философия, духовно-академический теизм, метафизика всеединства, гносеология, нравственная философия, В.С. Соловьёв

DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-143-149

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Дьяконова Татьяна Ивановна – аспирантка кафедры философии религии и религиоведения философского факультета,
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ); 119234, Россия, г. Москва, Ленинские горы, ГСП-1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.