Предметом исследования в данной статье выступает специфика отражения конфуцианского культа сяо в легенде «Храм верности», входящей в «маньчжурский» цикл сборника «Китайские легенды», составленного и опубликованного харбинским ориенталистом П.В. Шкуркиным. На материале текста легенды, обработанного Шкуркиным, автором статьи прослеживаются особенности усвоения маньжурами религиозно-философских представлений и традиций ханьского населения Китая во времена правления династии Цин, способствовавших впоследствии практически полному «растворению» маньчжурской культуры в ханьской. Автор приходит к выводу, что сбор фольклора в среде представителей народов, населяющих Китай, осуществляемый харбинскими этнографами первой половины ХХ в., являлся важным инструментом постижения культуры этих этносов, особенностей их взаимодействия и взаимовлияния. Также автор указывает на то, что для представителей дальневосточной эмиграции изучение подобных процессов и в целом – культуры народов Китая – являлось одним из средств сохранения собственной этнокультурной идентичности. Изучение результатов исследовательской деятельности харбинских ориенталистов, в том числе, П.В. Шкуркина, по мнению автора статьи, помогает получить представление о методологии и основных векторах работы этнографических сообществ дальневосточной эмиграции, что способствует комплексному изучению истории и культуры русской диаспоры в Маньчжурии.
Ключевые слова: Маньчжурия, Китай, фронтир, Харбин, востоковедение, этнография, этнокультурная идентичность
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-147-158
Об авторе
Цмыкал Ольга Евгеньевна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории фронтирных исследований, доцент кафедры литературы и мировой художественной культуры, Амурский государственный университет; 675000, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское ш., 21, корп. 7; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |