SCImago Journal & Country Rank

В статье на основе положений теории рационального выбора религии в рамках рыночной модели религии (Р. Финке, Р. Старк и др.) анализируется феномен старообрядческих ярмарок и фестивалей. В условиях отсутствия официальной государственной церкви востребованность религии может быть достаточно высока ввиду свободной конкуренции между церквями и деноминациями. Помимо потребителей, руководствующихся рациональными принципами выбора религии, участником религиозного рынка выступает также государство. Общие тезисы данной теории рассматриваются на примере современных старообрядческих фестивалей и ярмарок, которые, будучи весьма популярны и ярко демонстрируя специфику религиозного рынка в России, ранее не изучались с научной точки зрения. Авторами была предпринята попытка выявить, какие ценности предлагаются в виде товара, а также насколько старообрядческое предложение соответствует спросу потребителей и способно заинтересовать государство. Помимо этого, в задачи исследования входил анализ освещения старообрядческих ярмарок и фестивалей, предлагаемой на них продукции, представляемых ценностей и т.д. в медиапространстве, при этом они рассматривались как часть саморепрезентации старообрядческих согласий. Основные выводы, приводящиеся в статье, основаны на анализе большого количества публикаций различных информационных интернет-ресурсов (СМИ, социальные сети), данных, полученных в ходе опроса участников и организаторов мероприятий, а также включённого наблюдения (на ярмарке в д. Лякове Новгородской области, д. Лампово Ленинградской области и Рогожской слободе в г. Москве), проводившегося авторами в 2021–2023 гг.

Ключевые слова: религиозный рынок, саморепрезентация конфессиональных сообществ, постсекулярность, религиозные ярмарки, старообрядчество, поморское согласие, белокриницкое согласие

DOI: 10.22250/20728662_2024_2_98

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Бойцова Александра Александровна – научный сотрудник Научно-исследовательского центра, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого; 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41; alexkopchonyy@gmail.com

Мельников Илья Андреевич – кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого; 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41; potep_88@mail.ru