В статье подробно анализируются взгляды молодого Ж.О.С. Коллена де Планси, изложенные в двух самых известных его работах: «Инфернальном словаре» (1818 г.) и «Критическом словаре реликвий и чудотворных образов» (1821 г.). В своих работах французский автор особое значение уделял причинам происхождения как религии вообще, так и возникновению различных частных религиозных феноменов: веры в магию, поклонения останкам древних героев, культа святых и многого другого. В размышлениях Коллена де Планси важную роль играл эвгемеризм. Последнему автором отводилась двоякая роль: с одной стороны, эвгемерическая теория служила методом «научного» объяснения появления культа «второстепенных богов» древности, с другой – инструментом критики почитания мощей в рамках «борьбы с суевериями» в духе философов-просветителей. В статье подробно проанализированы обе линии развития эвгемеризма, в частности, те трансформации, которые претерпело «историческое толкование» в XVIII веке. Двойственность и эклектичность взглядов Коллена де Планси проявлялась не только в его отношении к эвгемеризму, но и в отношении к религии в целом. Идеи Просвещения в работах французского автора сочетались со взглядами, близкими к протестантизму. Такая эклектичность и двойственность позиции Коллена де Планси послужила причиной неоднозначной оценки его наследия в контексте истории свободомыслия и философии религии, что подтверждает неудавшаяся попытка публикации «Критического словаря реликвий и чудотворных образов» в Советском Союзе 1920–1930-х годов.
Ключевые слова: эвгемеризм, «Критический словарь реликвий и чудотворных образов», эпоха Просвещения, Ж.О.С. Коллен де Планси, критика суеверий, культ святых
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-103-109
Об авторе
Брук Елизавета Григорьевна – кандидат философских наук, ассистент кафедры философии религии и религиоведения, Санкт-Петербургский государственный университет; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |