В статье рассмотрены особенности этнокультурной памяти потомков группы молокан, переселившейся в начале ХХ в. на территорию современного Одесского района Омской области. Работа опирается на результаты проведённого в 2023 г. полевого исследования, в ходе которого были взяты интервью у представителей второго и третьего поколений потомков переселившихся на территорию района молокан. Помимо этого, был исследован ряд историко-краеведческих публикаций и документальных источников, хранящихся в Государственном архиве Омской области. Установлено, что благодаря таким факторам, как тесная интеграция проживавших поблизости общин молокан и баптистов, а также постепенная утрата значения религиозных убеждений, название «молокане» для большинства местных жителей к началу XXI в. утратило свой исходный религиозный смысл и чаще стало использоваться в качестве своеобразного коллективного прозвища современных жителей деревень, в которых проживают их потомки. При этом среди потомков молокан продолжает сохраняться память о ряде религиозных и этнических традиций их предков. Для трансформаций этнокультурной памяти, отражающей этнические традиции потомков молокан характерны следующие тенденции. В духовной культуре лучше всего сохранилась память о поминальной обрядности. В материальной культуре наиболее сохранной осталась память о традиционной кухне. Эта ситуация во многом коррелирует с принципами сохранения и трансформаций традиционной культуры, которые фиксировались нами у других групп переселенцев. В случае групп молокан, проживавших на территории Одесского района Омской области, на трансформации элементов их духовной культуры решающее влияние оказал процесс модернизации жизненного уклада в советский период и рост числа браков с представителями других конфессиональных направлений. На трансформации материальной культуры оказала влияние специфика локальных природных ресурсов, а также заимствование адаптационного опыта у нового этнического окружения.
Ключевые слова: молокане, баптисты, духовные христиане, идентичность, этнокультурная память, Омская область
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-95-102
Об авторе
Федоров Роман Юрьевич – доктор исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнологии и социальной антропологии, Тюменский научный центр СО РАН; 625026, Россия, г. Тюмень, ул. Малыгина, 86; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |