В статье раскрываются особенности транспортной коммуникации и мотивов мобильности старообрядцев часовенного согласия, проживающих на территории Енисейского района Красноярского края. Часовенные старообрядцы являются группой, постоянной наращивающей своё присутствие в Енисейском районе (и шире – на территории края), причём они предпочитают селиться в отдалении от крупных населённых пунктов (городов и поселков городского типа). В статье описаны основные векторы мобильности, виды и особенности миграций. Из факторов миграции можно выделить природно-климатические, экономические и социальные. Причинами внутренней миграции (как правило, по оси «деревня – город») являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни. Сделан вывод о высокой значимости транспорта и коммуникации для часовенных в условиях инокультурного и иноконфессионального окружения и слабой антропогенной освоенности района. Описаны особенности транспорта, используемого часовенными, с акцентом на моделях кустарного производства. Различным модификациям подвергается как сухопутный, так и водный транспорт (и грузовой, и пассажирский), при этом степень модификации может существенно разниться. Статья написана на основе материалов полевых исследований, проведённых летом 2022 г. в Енисейском районе.
Ключевые слова: старообрядчество, часовенные, Енисейская Сибирь, монастырь, мобильность, миграции, транспорт, инфраструктура
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-3-87-94
Об авторах
Ермолин Денис Сергеевич – кандидат исторических наук, учёный секретарь; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3; denis.ermolin@gmail.com |
|
Оруджова Ирина Аркадьевна – учёный секретарь; Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова; 663180, Россия, г. Енисейск, ул. Ленина, 106; ira-2596@yandex.ru |