В статье анализируется венок сонетов выдающегося мастера отечественной стефанистики петрозаводского поэта Юрия Линника «Сергий Радонежский», 2003. Материалом для создания этого величественного произведения послужили летописные и легендарные сказания о рождении, жизни и смерти одного из самых почитаемых святых на Руси, основателя Троице-Сергиева монастыря, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Среди предшественников Юрия Линника были также: знаменитый агиограф Епифаний Премудрый, автор «Жития преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия Чудотворца...», историки (В.О. Ключевский), богословы (П.А. Флоренский), философы (Г.П. Федотов), литературоведы (Д.С. Лихачев), иконописцы (Андрей Рублёв) и поэты-сонетисты (Сергей Соловьев, Олег Иванов). С другой стороны, весьма актуальным для него оказался и опыт создателя «Божественной Комедии» Данте Алигьери. Идея Троицы, которую привнёс в духовную жизнь соотечественников игумен Троицкого монастыря, воплощала в себе мечту о соборной Руси, побуждавшей «познать Бога не только как Единого во Многом, но и впитать всем своим существом глубочайшую тринитарную диалектику». В заключение автор статьи приходит к выводу, что Житие Сергия Радонежского, выполненное в необычной форме венка сонетов, представляет собой адекватную замыслу поэта гармоничную художественную систему, выражающую вековечные устремления русских людей к неслиянному единству.
Ключевые слова: Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый, Андрей Рублёв, Данте Алигьери, Троица, венок сонетов
DOI: 10.22250/20728662_2024_2_188
Об авторе
Федотов Олег Иванович – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской классической литературы Института филологии, Московский педагогический государственный университет; 119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |