SCImago Journal & Country Rank

Закон взаимозависимого возникновения, в котором зафиксированы буддийские представления о кармической причинности, в ходе развития раннего буддизма прошёл определённую эволюцию, причём в период до составления Палийского Канона в I в. до н.э. в буддизме существовали различные варианты формулировки этого закона. Общепринятой к этому моменту стала формулировка, состоящая из 12 звеньев. Она встречается и в махаянских, и хинаянских текстах, и в большинстве трактатов Палийского Канона. Однако в одной его части – в «Дигха-никае», составленной предположительно к III в. до н.э., есть и другие формулировки – с иным числом звеньев и иными отношениями между ними. Это может отражать как более ранние этапы становления названного закона как одного из основных элементов буддийской догматики, так и разночтения в самом понимании закона разными школами. Второе предположение более обоснованно, так как составители Канона в случае общего согласия буддийской общины относительно основных догматических положений должны были бы устранить в ходе редакторской работы следы более ранних этапов развития учения. Таким образом, разночтения свидетельствуют о существовании разных школ в буддийской общине, различавшихся в том числе и в понимании основных догм буддизма.

Ключевые слова: ранний буддизм, мадхьямака, йогачара, Палийский Канон, закон взаимозависимого возникновения, письменные памятники древней Индии, санскрит

DOI: 10.22250/20728662_2024_2_140

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 Бурмистров Сергей Леонидович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН; 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18, литера А; SLBurmistrov@yandex.ru